75-летие трагической гибели
Сергея Есенина.
Автобиография
Родился в 1895
году, 4-го октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села
Константинова. Детство прошло среди полей и степей.
Рос под призором
бабки и деда.
Бабка была религиозная,
таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые моют по русским
селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был
драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтоб крепче был.
Стихи начал слагать
рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими
концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать,
подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это
знали и, чтоб проверить меня, давали четыре копейки на просфору, которую я
должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник
делал на просфоре три надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать
это процедуру сам перочинным ножем, а две копейки клал к карман и шел играть на
кладбище с мальчишками (играть в бабки). Один раз дед догадался. Был скандал, и
я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поря, пока не простили.
Учился в закрытой
учительской школе.
Дома хотели, чтобы я
был сельским учителем.
Когда отвезли в
школу, я страшно скучал по бабке и убежал домой за 100 с лишком верст пешком.
Дома выругали и
отвезли обратно.
После школы с 16 лет
до17-ти жил в селе. 17-ти лет уехал в Москву и поступил в университет
Шанявского. 19-ти лет попал в Петербург проездом в Ревель. Зашел к Блоку. Блок
свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое
впечатление.
Все лучшие журналы
того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая
книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я –
талант.
Я знал это лучше
других.
За «Радуницей» я
выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии»,
«Трерядницу», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Скоро выйдет в печати «Страна
негодяев» и «Москва кабацкая».
В революцию был
отмечен Троцким, как попутчик.
Крайне индивидуален.
Со всеми устоями на
советской платформе.
В 1916 году был
призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана,
адъютанта императрицы, был предоставлен ко многим льготам. Жил в Царском,
недалеко от Разумника-Иванова. По просьбе Ломана, однажды читал стихи
императрице. Она, после прочтения моих стихов, сказала, что стихи мои красивы,
но очень грустны.
Я ответил ей, что
такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и прочее.
Революция застала
меня на фронте в одном из дисциплинарных баталионов, куда угодил за то, что
отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в
Иванове-Разумнике.
В революцию покинул
самовольно армию Керенского и проживал дезертиром, работая с эсерами не как
партийный, а как поэт.
При расколе партии
пошел за левой группой и в октябре был в их боевой дружине.
Вместе с Советской
властью покинул Петроград.
В Москве в 1918г.
встретился в Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым. Назревшая потребность в
проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования
манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам
пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои
имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.
В 19-20-21гг. ездил
по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ,
Персия, Украина и Крым.
В 22 году вылетел на
аэроплане в Кенигсберг. Объездил всю Европу и Северную Америку.
Доволен больше всего
тем, что вернулся в Советскую Россию.
Что дальше – будет
видно.