Оказывается, Анка училась в МГУ!
"Когда решили снимать фильм о чапаевской дивизии, то сначала задействовали в ленте всех оставшихся в
живых чапаевцев. Результат Сталину крайне не понравился, и он дал распоряжение вывести на первый план четырех
главных героев. Фурманов олицетворял роль партии, Чапаев - армии, а Петька -- народа. Не хватало героической
советской женщины, на которую могли бы равняться представительницы прекрасного пола.
Один из номеров военного журнала "Прапор" был полностью посвящен 25-й стрелковой -- в нем-то и были
опубликованы воспоминания санитарки Марии Поповой. Она рассказывала, что в одном из боев она подползла к
раненному в руку бойцу, и он буквально силой заставил ее стрелять из пулемета, потому что сам не мог нажимать
на две гашетки одновременно. Так и появился в фильме образ Анки-пулеметчицы, названной действительно в честь
жены Фурманова Анны Никитичны - по-другому и быть не могло.
--Моя мама служила в дивизии помощником лекаря, - рассказывает дочь Марии Поповой Зинаида Михайловна.
- А потом ее перевели в разведроту, потому что очень хорошо умела скакать на лошади. В том бою она подносила патроны
и ей действительно пришлось стрелять. Чапаев потом наградил ее часами. А когда вышел фильм, по одной из легенд,
Сталин Васильевых спросил: "Кто это?" (Анка ему очень понравилась). Те и ответили, что есть такая Мария Попова,
воевала вместе с Чапаем, награждена орденом Красного Знамени. "Вот пусть она и считается Анкой!" -- решил Иосиф
Виссарионович. И пока Сталин был жив, мама даже заикнуться боялась, что образ -- вымышленный.
Советские газеты тогда подхватили новое известие о реальном прототипе и сделали из Марии Поповой настоящую
героиню.
…Родилась "Анка-пулеметчица" в Самарской губернии. Ее очень рано выдали замуж, но с мужем она прожила совсем
недолго: он заболел и умер. Сама она по этому поводу мало переживала. Когда мужа хоронили, соседки ей шептали:
"Машурка, ты пойди глаза луком натри, чтоб слезы были…"
После смерти мужа Попова работала нянечкой в Плешанской больнице. Потом перешла на трубочный завод и вступила
в партию. Участвовала в боях за Самару на стороне Красной гвардии. Когда белочехи взяли город, Мария попала в тюрьму.
Ее посадили в "поезд смерти" и отправили в Сибирь. По дороге ей и еще нескольким заключенным удалось бежать в степи.
Там они наткнулись на передовые части 25-й стрелковой. Так она и попала в Чапаевскую дивизию. Случайно. С Чапаем
Попова прослужила около года. Потом он погиб, а она так и осталась в дивизии до конца войны. Именно ее считают
автором слов лихой песни "Гулял по Уралу Чапаев-герой…", написанной по просьбе нового начальника дивизии -- Кутякова.
Ее авторство много раз подвергалось сомнению. Прямых доказательств не существует, но Мария Попова действительно
писала стихи.
После войны Попова училась в Московском государственном университете на факультете советского права. А в 1931-м ее
командировали в Берлин -- референтом юридического отдела торгового представительства. О разведдеятельности Марии
Поповой в Берлине известно мало: говорить об этом она опасалась до последних дней жизни. Но по тем временам работа
за границей могла означать только одно - шпионаж. В берлинский период "Анка-пулеметчица" преобразилась -- стала
настоящей фрау: элегантная шляпа, кружевные перчатки…
Рассказывает дочь Марии Поповой Зинаида Михайловна -- Мама работала заместителем представителя "Интуриста" по
Скандинавским странам, выступала посредником между Александрой Колонтай и сотрудниками газет и журналов. Фактически
же в ее обязанности входило встречать советских добровольцев, направлявшихся воевать в Испанию, и помогать им двигаться
дальше -- уже с поддельными документами.
В Москву она вернулась в 38-м году. Маме тогда вручили медаль "20 лет РККА"... Потом ее назначили начальником отдела
кадров в "Интуристе".
...А в 1942 году Марию попову снова призвали на фронт в агитбригаду -- будить
патриотические чувства личным примером. Кроме того, в годы войны был снят еще
один фильм о Василии Ивановиче -- "Чапаев с нами!": по сюжету Чапаев оставался
в живых и воевал уже с немецкими захватчиками…"
Н. Арабкина
"МК", 11.05.2001г.
Редколлегия приносит извинения за стиль изложения,
свойственный авторам "МК"
|