Максимилиан Волошин (1877- 1932)
11 августа 2002 года исполнилось 70 лет со дня смерти выдающегося русского поэта - символиста, переводчика, художника и искусствоведа, литературного и театрального критика.
Волошин - бородатый предшественник хиппи, расхаживавший по Коктебелю босиком, в хитоне, с повязкой или венком на голове, организовавший в своем имении прообраз коммуны - добровольного и бесплатного общежития для людей свободных и творческих. "Я, оставшись единственным распорядителем дома, решил сделать опыт последовательного коммунизма… Результаты были блестящи: у меня за это лето жило 200 человек гостей. Жили очень дружно, крепко, редко кто покидал Коктебель без слез". "Дом поэта" - знаменательная социально-культурная акция; это первый в стране дом творчества и единственный, требовавший от гостей лишь "радостного приятия жизни, любви к людям и внесения своей доли интеллектуальной жизни" (письмо А. И. Полканову, 1924 г.). Дружелюбный, общительный, терпеливый, чуткий и понимающий слушатель, интереснейший собеседник, он объединял среди огромнейшего количества друзей (в картотеке, составленной В.Купченко, значится более 6 тысяч имен!), людей прямо противоположных по взглядам. В каждом он искал доброе и творческое начало: "Нужно ВСЕ знать о человеке, так, чтобы он не мог ни солгать, ни разочаровать, и, зная все, помнить, что в каждом скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо помогать ему ее преодолеть, вспомнить самого себя…" Мало о ком еще написано столько воспоминаний: 112 авторов + 13 оставивших записи в дневниках, среди них - А. Белый, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.А. Каверин, Н.А. Кандиевская-Толстая, Ю.К. Олеша, Г.К. Паустовский, А.Н. Толстой, В.Ф. Ходасевич, А.И. Цветаева, И.Г. Эренбург. Вспоминали о нем с восхищением и любовью. М.И. Цветаева написала в 1933 г. настоящий панегирик своему другу и учителю - очерк "Живое о живом".
Волошин выступил горячим приверженцем нового искусства (декадентства). Основным девизом своей жизни и творчества он выбрал формулу Гете: "Все преходящее есть только символ". Он восхищается Редоном, Эредиа и Верхарном, Малларме и Клоделем.
Волошин только мечтал стать поэтом, а заниматься собирался искусствоведением. Он решил стать художником, чтобы "самому пережить, осознать разногласия и дерзания искусства". Опыт художника наложил явный отпечаток на поэзию Волошина: его стихи красочны и пластичны. Живописность выделяет Волошина среди других поэтов.
До 1916 г утверждался также холодный, "головной" характер поэзии Волошина, работавшего над формой, чеканившего и оттачивавшего стихи.
РОЖДЕНИЕ СТИХА
В душе моей мрак грозовой и пахучий…
Там вьются зарницы, как синие птицы…
Горят освещенные окна…
И тянутся длинны, плачевно-певучи
Во мраке волокна…
О, запах цветов, доходящий до крика!
Вот молния в белом излучьи…
И сразу все стало светло и велико…
Как ночь лучезарна!
Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучьи.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой…
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.
1904
Вторая отличительная черта Волошина - его мистицизм, постоянное ощущение тайны мира и стремление в нее проникнуть. Вот - пересказ учения Платона о мире идей, о забвении его душой в чувственном мире "замкнутых линий" - вещей, о познании как припоминании, о плененности ее телом, отпадении от Единого.
Да, я помню мир иной -
Полустертый, непохожий,
В нашем мире я - прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
Ряд случайных сочетаний
Мировых путей и сил
В этот мир замкнутых граней
Влил меня и воплотил.
Как ядро к ноге прикован
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звезды заглянуть.
Мир отрывочен и пуст…
Непривычно мне сознанье
Знать его как сочетанье
Лишь пяти отдельных чувств.
Оккультные ассоциации, наряду с античными и библейскими постоянны в его творчестве. Поэт ощущает себя эллином:
Я, полуднем объятый,
Точно крепким вином,
Пахну солнцем и мятой,
И звериным руном
Способствовали этой увлеченности античностью и мифом и пейзажи восточного Крыма, Киммерии. Волошин стал первооткрывателем Крыма в поэзии, а затем и живописи. Красота природы, красота живущего в ней человека, его внутреннего мира и духовных основ, лежащих за/над видимым - основная тема ранней волошинской поэзии.
Из цикла "AMORI AMARA SACRUM" (Святая горечь любви-лат.)
Пойдемте по миру, как дети,
Полюбим шуршанье осок,
И терпкость прошедших столетий,
И едкого знания сок.
Таинственный рой сновидений
Овеял расцвет наших дней.
Ребенок - непризнанный гений
Средь буднично серых людей.
1903
Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
1903 или 1904
Волошин воспевал природу и не принимал "машину" - техническую цивилизацию, ее блага даются слишком дорогой ценой:
Пар послал
Рабочих в копи - рыть руду и уголь,
В болота - строить насыпи,
В пустыни - прокладывать дороги;
Запер человека в застенки фабрик, в шахты под землею,
Запачкал небо угольной сажей…,
Замкнул
Просторы путнику:
Лишил ступни
Горячей ощупи
Неведомой дороги…
Так человек продешевил дух за "радости комфорта и мещанства" и "стал рабом своих же гнусных тварей". Машины все больше нарушают равновесие между человеком и природой. "Жадность" машин толкает людей на борьбу за рынки сбыта и сырье, и на войне с помощью машин люди убивают себе подобных. Кулачное право сменилось правом пороха. А на пороге маячат "облики чудовищных теней", которым "отдано грядущее земли ( это Волошин писал об атомной энергии в 1923г.)
Однако мировоззрение и поэзия Волошина резко изменились в 1914-15 гг. Первая мировая война превратила свободного художника, европейца, ученика французских мэтров в пламенного патриота. "Как будто совсем другой поэт явился, мужественный, сильный с простым и мудрым словом", - сказал об этом превращении В.В. Вересаев. Поэт и сам признавал, что с 1917 года его поэтическая палитра изменилась, но считал, что "подошел к русским современным и историческим темам с тем же самым методом творчества, что и к темам лирическим первого периода". Вот один из примеров:
ДИКОЕ ПОЛЕ
Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны…
Ширь земли да небесная лепь.
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое поле,
Киммерийская темная степь…
Долго Русь раздирали по клочьям
И усобицы, и татарва.
Но в лесах, по речным узорочьям
Завязалась узлом Москва…
Голытьбу с тесноты да с неволи
Потянуло на Дикое Поле,
Под высокий степной небосклон:
С топором, да с косой, да с оралом
Уходили на север - к Уралам,
Убегали на Волгу, за Дон.
Лишь Никола-угодник, Егорий -
Волчий пастырь - строитель земли -
Знают были пустынь и поморий,
Где казацкие кости легли.
Русь! Встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя усобиц
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.
Все, что было, повторится ныне…
И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне -
В небе - Бог, на земле - богатырь.
Эх, не выпить до дна нашей воли,
Не связать нас в единую цепь!
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь!
1920
Свой патриотизм Волошин доказал на деле. В 1919 г. Волошин отказался ехать с А.Н. Толстым за границу. К Одессе подходили григорьевцы, но "когда мать больна, дети ее остаются с нею". В ноябре 1920, когда все покидали Крым перед вступлением войск Фрунзе, Волошин не изменил своей позиции:
Доконает голод и злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой -
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
( "На дне преисподней", 1922)
Волошин верит в светлое будущее России:
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений -
Возникнет праведная Русь.
("Заклинание", 1920)
Отношение Волошина к войне особое: он скорбит о "Године Лжи и Гнева". В основе этой позиции была религиозность поэта.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
("Гражданская война", 1919) .
Мир
С Россией кончено…Напоследях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи:
Германцев с запада, монгол с Востока.
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда.
Волошин искал в разных религиях, но затем вернулся в православие. В последний период жизни он создал поэмы "Протопоп Аввакум", "Святой Серафим", стихотворения "Сказание об иноке Епифании", "Владимирская Богоматерь". Его призыв "Вся власть патриарху!" в газете "Таврический голос" в декабре 1918г. указывал единственный путь к примирению.
Волошину удалось в "расплавленные годы", гражданской войны найти такую точку зрения, которая была приемлема и для белых, и для красных. В революции Волошин видел расплату за грехи монархии. "Революция наша оказалась не переворотом, а распадом, она открыла период нового Смутного времени". Волошин предсказал дальнейшее развитие советского общества: "Социализм сгущенно государственен по своему существу", поэтому он "станет искать точку опоры в диктатуре, а после в царизме" Вот какие еще предсказания он дает в поэме "Россия":
Все наши достиженья в том, что мы
В бреду и в корчах создали вакцину
От социальных революций: Запад
Переживет их вновь и не одну,
Но выживет, не расточив культуры…
В России нет сыновьего преемства,
И нет ответственности за отцов.
Мы нерадивы, мы нечистоплотны,
Невежественны и ущемлены.
На дне души мы презираем Запад,
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов
В нас нет достоинства простого гражданина,
Но каждый, кто перекипел в котле
Российской государственности, - рядом
С любым из европейцев - человек.
У нас в душе некошенные степи.
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльем, да своевольем.
В анархии - все творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы несем в себе культуру взрыва.
И в мире нет истории страшней, безумней,
Чем история России.
Однако "Дом поэта" находился в явном противоречии с советской действительностью. Местный сельсовет требовал выселения "дачевладельца и буржуя" Волошина из Коктебеля. Фининспекция - уплаты налога за содержание гостиницы: приходилось собирать подписи гостей под свидетельством о бесплатности "Дома", просить заступничества у Луначарского, Горького. В 1923 г. Волошина объявили контрреволюционером, его стихи больше не издавались. Поэт вызывал недовольство местных жителей. В 1928 ему предъявили счет на овец, якобы разорванных его собаками, рабоче-крестьянский суд с радостью поддержал это лживое обвинение. Волошин тяжело переживал оскорбления, злорадство и необходимость расстаться с любимыми животными - в 1929 он перенес инсульт, и творчество его прекратилось.
После голод 1931г… "Дом поэта" оказался не нужен Союзу писателя, которому Волошин хотел его передать - таким образом он пытался сохранить бесценные библиотеку и архив.
Правление сдало "Дом" в аренду Партиздату. Поэт пишет в дневнике о настроении острой безысходности, он думает о самоубийстве. В 1932 он чувствует как "быстро и неудержимо стареет и физически, и духовно". В июле давняя астма осложняется воспалением легких - и 11 августа в 11 часов дня поэт умер в возрасте 55 лет.
Показеева Ел.
|