Вечер памяти Валерия Канера
28
мая 2004 года в конференц-зале корпуса нелинейной опти-ки состоялся музыкально-поэтический
вечер памяти Валерия Ка-нера (†1999), физика и поэта, барда, автора оперы "Архимед",
режиссера эстрадного театра "Дуэт" в Центральном Доме ученых РАН.
Имя этого человека было неотделимо от общественной жизни физфака 60-х годов. Для многих студентов и сотрудников МГУ оно стало символом поколения шестидесятников, людей светло-го, жизнеутверждающего духа, горячих патриотов своей страны. Он был одним из организаторов и идеологов движения ССО - студенческих строительных отрядов, воспел его в своем поэтиче-ском творчестве, чем в немалой степени способствовал тому, что это движение приобрело поистине Всесоюзный размах. Если в начале своего творческого пути Валерий Канер был только сту-денческим поэтом физфака, то к концу жизни его известность возросла многократно, его песни вошли в компакт-диск "Песни нашего века", их можно услышать в электричках и по телевиде-нию. В последние пятнадцать лет своей жизни он создал театр "Дуэт", опубликовал несколько поэтических сборников. Поэти-ческое творчество В.Канер сочетал с научно-педагогической дея-тельностью. Аспирант Рема Викторовича Хохлова, он стал авто-ром ряда трудов в области физики нелинейных волн, воспитал несколько поколений студентов-геологов, будучи профессором кафедры физики МГРИ.
Конференц - зал был заполнен до отказа, пришли друзья по-эта, коих он имел великое множество, главным образом, выпуск-ники физического и других факультетов МГУ; среди седовласых старцев замечалось и некоторое, впрочем, весьма умеренное ко-личество "младой поросли".
Начался вечер вполне традиционно: об основных вехах жиз-ненного пути Валерия К. рассказал его соавтор по научной дея-тельности профессор Олег Руденко. Он же кратко осветил неко-торые полученные В.Канером научные результаты, которые затем легли в основу диссертации последнего. Но закончил он свое выступление совсем в ином ключе, прочитав отрывок из по-эмы Валерия Канера: "Введение в акустику криволинейную", ко-ей он является соавтором. Эту же "криволинейную" тему про-должил другой соавтор В.Канера., по "Архимеду" - Валерий Миляев, ко всеобщему удивлению посвятивший немалую часть своего выступления пропаганде синергетики (по меньшей мере спорного научного направления, не имеющего притом никакого отношения к В.К.).
На этом вступительная часть закончилась, и перешли к твор-честву самого поэта. Поочередно, сменяя друг друга, вечер вели пять ведущих: остроумный Александр Кон (физфак, 1963), не-принужденная Людмила Колодяжная (мехмат), косноязычный Евгений Полищук (физфак, 1964) и выпускники других вузов - обаятельный Евгений Оганесян и задушевный Петр Лягин. Про-грамма была составлена так, чтобы по возможности полнее рас-крыть все многочисленные дарования Валерия Канера - поэта, драматурга, композитора, режиссера, художника, бойца ССО и т.д. Были прочитаны многие его стихи, исполнены многие песни.
Вечер состоял из двух отделений. В первом в концертном ис-полнении прозвучали арии из оперы "Архимед". Затем с докла-дом "Из истории студии "Архимед"" выступил многолетний ру-ководитель этого театра, созданного для исполнения одного единственного спектакля, Юрий Гапонов, который кстати рас-сказал о том, как внедрил текст и фонограмму оперы в качестве экспонатов в музей Бора в Копенгагене.
Далее по программе шла лирика - пожалуй, самое ценное в творчестве любого поэта. Было исполнено около полутора десят-ков подлинных шедевров В.К., в свое время круживших головы многим девушкам нашего ± 3-4 ближайших к нему курсов:
Ах, какая нынче ночь,
Вся Москва белым-бела,
Я дождусь, сомненья прочь,
Я хочу, чтоб ты пришла
(исполнил член вокальной студии Дома ученых РАН Петр Ля-гин). Особенно удачным было исполнение Песни для женского голоса ("Не принимай меня всерьез") Ксенией Бегун: оно было проникновенным, чувствовалось, что, несмотря на юный возраст (физфак, 2000), она, как говорится, полностью "в теме" и вполне способна коллизию Татьяны Лариной перенести на почву совре-менности:
Не задавай земной вопрос,
Ответа точного не жди,
И если правда, что всерьез,
То лучше сразу уходи...
Контрапунктом к этому выступлению стало исполнение романса "Былое не вернуть" Вадимом Козловым (физфак, 1959), напи-савшего музыку на слова Валерия Канера.
Затем настала очередь хореографии. Пусть не совсем в пол-ном составе, зато в постановке Алены Казанцевой (химфак) кор-дебалет Института физической химии РАН исполнил "Разминку" и "Сан-Ремо - 100" (последняя песня написана в стиле кимов-ской "Uno, uno, uno, un momento" из фильма "Формула любви", но лингвистически на порядок интереснее).
Второе отделение концерта открылось циклом песней, свя-занных с ССО ("Целина родная", "Голубые мои дороги", "Туман над Алданом", после чего слово взял командир первого целинно-го отряда физфака Сергей Литвиненко, рассказал о Валерии К. как о великом бойце ССО и даже прочел свой стих "Памяти по-этов".
От строительной темы было рукой подать и до темы общест-венной. Как и все мы, в юности В.Канер был не чужд граждан-ской тематики (стихотворения "Воскресник в МГУ", "Пионе-рам" и др.). Справедливости ради, нельзя сказать, что он страстно интересовался политикой. Но как истинный поэт, он, конечно, не мог не выразить в слове свое отношение к тому, что происходит в стране. Таково стихотворение "Судьба моя, Рос-сия", к большому сожалению не спетое, а прочитанное величай-шей певицей физфака, а затем в течение десяти лет солисткой Большого театра, Любой Богдановой, самой крутой Венерой оперы "Архимед".
Для следующего своего стихотворения на ту же тему - "Пе-реход" - В.Канер нашел удивительно емкий символ новой Рос-сии. Поэту случалось писать о разных переходах, в том числе о фазовых, квантовых и т.д.; здесь же речь шла о переходах под-земных - в метро и под московскими площадями. Думается, что это - вершина современной гражданской поэзии: несмотря на от-сутствие обычных в таких случаях сарказмов и филиппик. Имеющий сердце человек, за эпически бесстрастным описанием картин современной жизни, угадывает боль за униженных людей, за великий народ-победитель, за то, что:
Стоит Россия в переходе
Под яркой лозунга строкой -
Стоит при всем честном народе,
Стоит с протянутой рукой.
Концерт завершился замечательной музыкально-поэтической композицией: "А сегодня на улицах яблони расцвели...", кото-рую блестяще исполнили Дмитрий Гальцов (музыка, фортепья-но), Петр Лягин (вокал) и Людмила Колодяжная (чтение стихов).
Вечер продолжался более четырех часов, для участников и зрителей, хорошо знавших друг друга, это была возможность по-грузиться в прошлое, в молодые годы. Почти каждый исполни-тель предварял свое выступление какими-либо эпизодами встреч с Валерием Канером, было прочитано и спето множество его экспромтов, которые не вошли ни в одну из его печатных книг.
Под конец весь зал стоя исполнил самую знаменитую песню поэта "А всё кончается...". Но концертом всё не кончилось - пришедших на вечер ждал еще фуршет, где можно было пооб-щаться друг с другом в неформальной обстановке.
Вечер, организованный Союзом выпускников физического факультета МГУ совместно с кафедрой общей физики и волно-вых процессов и различными творческими коллективами Дома ученых РАН, явно удался. Заслуга составления программы вече-ра, приглашения исполнителей и общей координации принадле-жит Наталии Тиме (физфак, 1965).
На вечере состоялась также презентация музыкальных дисков и кассет с песнями на стихи Валерия Канера: "А все кончается..." (в авторском исполнении), "Это ты, а это я" (муз. Дмитрия Галь-цова), "Ты грусть надо мною не вейся" (муз. Олеси Маноловой), а также последнего и наиболее полного сборника поэта "Листья лета".
И листья лета горсткой нот,
Окоченевшие, застынут.
...Потом их на пюпитры вынут,
И снова лето оживет.
Евгений Полищук (физфак,1964),
зав. отделом НИВЦ МГУ
|